Научная работа кафедры

Направления научных исследований:

Преподаватели кафедры педагогики ведут научную работу по теме «Личностно-ориентированный подход к подготовке специалистов в высшей школе», разработкой и внедрением методического обеспечения к нему.

В рамках комплексной проблемы определились основные направления научных исследований:

  • тенденции развития образования, воспитания в мире, в стране (А.В. Воронцов, М.Д. Горячев, А.В. Долгополова, Н.В. Иванушкина, В.В. Протопопова, Я.И. Петрова, О.В. Поздеева, Л.Я. Хисматуллина, О.В. Черкасова);
  • психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (А.В. Долгополова, Н.В. Иванушкина, И.С. Пилипец, О.И. Ферапонтова, Л.Я. Хисматуллина, У.Г. Егорова);
  • учет особенностей студентов в учебно-воспитательном процессе (Т.В. Коновалова, И.С. Пилипец, О.И. Ферапонтова, У.Г. Егорова);
  • формирование основ профессионально-педагогической деятельности (А.Л. Александрова, Т.В. Коновалова, И.В. Мокраусов, О.В. Поздеева);
  • социально-педагогическая деятельность муниципальных учреждений (М.Д. Горячев, Л.Г. Моисеева, О.В. Черкасова);
  • социально-педагогическая работа с детьми и семьями (А.Л. Александрова, М.Д. Горячев, Т.В. Коновалова, Л.Г. Моисеева, И.В. Мокраусов, О.И. Ферапонтова, О.В. Черкасова).

Специалисты кафедры педагогики осуществляли научные исследования в области социальной педагогики, направленные на решение задач организации социально-педагогической службы в учреждениях образования Красноярского и Кинельского районов Самарской области (М.Д. Горячев, И.В. Мокраусов, О.В. Черкасова), Куйбышевского и Промышленного районов Самары (У.Г. Черепанова, Л.Я. Хисматуллина), социально-педагогических учреждениях Самары (Л.Г. Моисеева, О.И. Ферапонтова). Аспиранты и соискатели кафедры педагогики исследуют проблемы развития детских инициатив в условиях детских и юношеских самодеятельных объединений (Е.А. Асташина, Т.В. Баранова), организации социально-педагогической работы в сельской школе (Т.А. Фокина), социально-педагогической работы с детьми-инвалидами и их семьями (Л.Г. Моисеева) и приемными семьями (С.С. Пиюкова), профилактики злоупотребления ребенком в семье (Е.В. Мжельская), подготовки специалистов в области социальной педагогики (О.Г. Комарова, О.И. Ферапонтова, Л.В. Родина).

Аспирантура:

На кафедре педагогики имеется аспирантура по специальностям 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» и 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования». С 1998 года по настоящее время 23 аспиранта и соискателя кафедры успешно защитили диссертации, а также подготовлена и защищена докторская диссертация.

Специалисты кафедры педагогики, аспиранты и соискатели осуществляют научные исследования в области социальной педагогики, направленные на решение задач организации социально-педагогической службы в учреждениях образования Самарской области, изучают проблемы развития детских инициатив в условиях детских и юношеских самодеятельных объединений, осуществляют гражданское воспитание и формирование патриотизма молодежи, ведут социально-педагогическую работу с детьми-инвалидами и их семьями, готовят специалистов в области социальной педагогики и профессионального образования.

Прикладные исследования сотрудников кафедры широко внедрены в деятельность педагогов школ и социальных педагогов образовательных учреждений и в деятельность социальных педагогов социальных учреждений Самары и Самарской области, в учреждениях профессионального образования (Самарский государственный университет, Самарский государственный аэрокосмический университет, Самарский государственный педагогический университет, Самарский государственный технический университет, Самарская государственная сельскохозяйственная академия, Самарский филиал Саратовского юридического института МВД России, Самарский муниципальный институт управления).

Публикации:

Исследовательские материалы представлены в серии сборников научных статей «Актуальные проблемы воспитания и образования», издаваемых ежегодно с 2000 года, сборниках материалов научно-практических конференций. По результатам исследования подготовлены и изданы 7 монографий, более 70 учебных пособий, 81 статья. Два учебных пособия получили гриф УМО по педагогическому образованию и гриф УМО по классическому университетскому образованию. Материалы научной работы внедрены в учебный процесс, представлены в содержании изучаемых студентами дисциплин, в рабочих программах учебных курсов.

Конференции:

Кафедра педагогики Самарского университета регулярно проводит научные конференции преподавателей, аспирантов. Она явилась инициатором и организатором проведения в 2001 году научно-практической конференции «10 лет социальной педагогики в России: результаты и перспективы развития». В ней приняли участие 78 человек, приехавших 26 регионов России.

В 2002 году кафедра педагогики совместно с Главным управления по вопросам семьи, материнства и детства департамента здравоохранения Администрации Самарской области проводила межведомственную научно-практическую конференцию «Детская безнадзорность и беспризорность: история и современность».

9-10 июня 2004 года в Самарском государственном университете, Самара проходила международная научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике», в которой участвовали преподавателей высших и средних профессиональных учебных заведений, исследователей, специалистов, работающих с детьми и их семьями, представителей государственных и негосударственных организаций из 24 регионов России. Гостем конференции была профессор университета Восточного Вашингтона (США) С.Дж. Альтшуллер.

Научное сотрудничество:

Кафедра педагогики имеет опыт плодотворных международных контактов. Профессиональному росту преподавателей содействовали научные стажировки в Колледже Осло (М.Д. Горячев, И.В. Мокраусов), обеспеченные финансовой поддержкой Совета по научным исследованиям Норвегии и Советом международного сотрудничества.

С целью изучения теории и практики подготовки специалистов в области социальной педагогики, деятельности социально-педагогических учреждений, участия в научных конференциях специалисты кафедры получали на конкурсной основе персональные гранты Фонда У. Келлогга и Зальцбургского семинара (М.Д. Горячев), Фонда Дж. и К. Макартур (М.Д. Горячев), Института «Открытое общество» (М.Д. Горячев, И.В. Мокраусов).

Преподаватели кафедры педагогики имеют личные профессиональные контакты с зарубежными партнерами из Норвегии, Англии, США (М.Д.Горячев). Германии (В.В. Протопопова), Франции, Польши, Украины (О.И.Ферапонтова), Белоруссии (А.В.Долгополова). Деловые встречи с зарубежными коллегами проходят по вопросам образования, философии независимой жизни инвалидов, международного молодежного движения, профессиональной подготовки студентов, использования мультимедийных технологий в процессе обучения, научно-исследовательской работы со студентами.

Сотрудники кафедры поддерживают связи с учеными Российской академии образования, Московского государственного университета, Оренбургского государственного университета, Самарского государственного педагогического университета, Тульского государственного педагогического университета, Арзамасского государственного педагогического института и других высших учебных заведений России, а также с учеными Англии, Норвегии, США, других государств, участвуя в международных конференциях и проектах. Материалы докладывались на конференциях в России (Арзамас, Екатеринбург, Ижевск, Калуга, Москва, Санкт-Петербург, Самара, Тула, Ярославль) и за рубежом (Австрия, Болгария, Великобритания, Гонконг, Израиль. Норвегия, Польша, США, Финляндия, Франция, Эстония и др.).

Научно-исследовательская работа студентов:

Высокоэффективным способом повышения качества знаний студентов является проведение ими исследований при подготовке курсовых и дипломных работ. В дипломных работах студентов отделения «Социальная педагогика» широко представлены материалы их практической деятельности, а также использован опыт работы социальных педагогов различных учреждений г. Самары и области. Большинство дипломных работ выполнено в русле научных исследований кафедры педагогики СамГУ. Это изучение деятельности, содержания и методов работы социального педагога с детьми, их семьями в социальных учреждениях, учреждениях общего и дополнительного образования.

Анализ результатов защиты показал, что дипломные работы являются реальными, основанными на исходных данных конкретных учреждений (районные центры «Семья» Кировского, Промышленного и Советского районов г. Самара, Безенчукского района Самарской области; центр «Подросток»; дошкольные заведения, учреждения общего и дополнительного образования Самары, Тольятти, Саратова, Безенчукского, Пестравского, Сергиевского и других районов области).

В университете регулярно проводятся студенческие научные конференции по проблемам педагогики. Научными руководителями студенческих работ являяются профессор М.Д. Горячев, доценты А.В. Долгополова, О.И. Ферапонтова, Н.В. Иванушкина, Т.В. Коновалова, Л.Г. Моисеева, А.Л. Александрова, У.Г. Егорова.