ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ

История кафедры педагогики берет свое начало в сентябре 1972 года, когда при кафедре философии была создана секция педагогики и психологии, в задачи которой входило проведение лекционных и семинарских занятии по педагогике и психологии (школьной) и адаптация студентов к учительской профессии, руководство педагогической практикой. Первыми преподавателями секции педагогики и психологии были И.В. Алексеев, II.И. Маслова, Г.Г. Налитова, И.П. Зонов. В 1979 году секция педагогики и психологии была преобразована в кафедру. Первой заведующей кафедрой педагогики и психологии стала доцент В.Г. Кадочкина. Работа кафедры велась в русле темы «Процесс формирования педагогической направленности студентов университета». Преподавателями была разработана теоретическая модель комплексной подготовки студентов университета к педагогической деятельности, включающая довузовскую подготовку, социально-профессиональную ориентацию, педагогическую адаптацию, управление учебно-воспитательным процессом. Учебный процесс ставил основной задачей формирование педагогической направленности студентов, поэтому кафедра определила важнейшие пути решения этой проблемы. Внеаудиторная работа со студентами также была нацелена на формирование положительной направленности на труд учителя, эмоционально личностное вовлечение в эту профессию, развитие профессиональных интересов и склонностей к профессии учителя. На ежегодных научно-практических конференциях преподаватели кафедры обменивались опытом решения основной задачи, выступая с докладами как на секции педагогики и психологии, так и на секциях выпускающих кафедр. Интерес к проблеме подготовки будущего учителя вызвал к жизни научный семинар по вузовской педагогике и психологии, на который приглашались преподаватели других вузов. С 1987 года кафедрой заведовал доцент Н.М. Магомедов. Отличительной чертой этого периода стала ориентация всей деятельности кафедры на школу. В практику работы кафедры активно внедрялись лекции, семинары, лабораторные занятия в школах, выступление ведущих педагогов города и области на аудиторных занятиях в университете, подготовка и широкое использование в учебном процессе психолого-педагогической видеотеки. Были разработаны целевые программы «За-бота» (сотрудничество с детскими домами, школами-интернатами. Детским фондом в совершенствовании воспитания детей-сирот), «Стажер» (поддержание связей с выпускниками университета, работающими в школах, оказание им научно-методической помощи). На кафедре действовала система психолого-педагогическою аудита для учителей, руководителей школ и органов народного образования, родительской, общественности. В это время вырос научный потенциал кафедры: состоялись успешные защиты докторских диссертаций Н.М. Магомедова (1994), Т.Н. Рудневой (1996), М.Д. Горячева (1998). Защитили кандидатские диссертации СВ. Березин, А.В. Долгополова, К.С. Лисецкий, И.С. Пилипец, О.В. Черкасова и другие преподаватели, аспиранты. В 1994/95 учебном году преподаватели кафедры начали обучать студентов по специальности «Психология», в 1995/96 – по специальности «Социальная педагогика». В 1998 году в университете был создан психологический факультет. В процессе его формирования кафедру педагогики и психологии преобразовали в кафедру педагогики и кафедру психологии. Заведующим кафедрой педагогики стал доктор педагогических наук М.Д. Горячев. В настоящее время на кафедре работают 1 доктор педагогических наук – М.Д. Горячев, и 10 кандидатов педагогических наук – А.В. Воронцов, А.В. Долгополова, Н.В. Иванушкина, Т.В. Коновалова, Л.Г. Моисеева, И.С. Пилипец, О.И. Ферапонтова, Л.Я. Хисматуллина, О.В. Черкасова. Кафедра педагогики отвечала за обучение студентов в области социальной педагогики. Специалисты в области социальной педагогики нужны для организации работы в социально-педагогических учреждениях, учреждениях общего и дополнительного образования, дошкольных, профилактических учреждениях, социальных службах, центрах досуга и творчества детей, детских и юношеских общественных организациях, государственных и общественных организациях, которые предоставляют разнообразные виды помощи детям и их семьям. В настоящий момент около 400 студентов занимаются социальной педагогикой. С 2010 года кафедра обучает студентов по направлению бакалавриата «Психолого-педагогическое образование». Также кафедра обучает студентов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель». Сферами профессиональной деятельности преподавателя являются учреждения системы образования различных форм собственности (школы, лицеи, гимназии, колледжи); учреждения, организации, предприятия, деятельность которых связана с различными аспектами преподавания. На кафедре педагогики имеется аспирантура по специальностям 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» и 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» С 1998 года по настоящее время 23 аспиранта и соискателя кафедры успешно защитили диссертации, а также подготовлена и защищена докторская диссертация. Преподаватели кафедры педагогики продолжают научную работу по теме «Личностно-ориентированный подход к подготовке специалистов в высшей школе», разработкой и внедрением методического обеспечения к нему. Исследуются тенденции развития образования и воспитания; психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса; учет особенностей школьников и студентов в учебно-воспитательном процессе; педагогические инновации в образовании и воспитании; социально-педагогические аспекты образования и воспитания. Исследовательские материалы представлены в серии сборников научных статей «Актуальные проблемы воспитания и образования», издаваемых ежегодно с 2000 года, сборниках материалов научно- практических конференций. По результатам исследования подготовлены и изданы монографии, учебные пособия. Материалы научной работы внедрены в учебный процесс, представлены в содержании изучаемых студентами дисциплин, в рабочих программах учебных курсов. Преподаватели кафедры принимали участие в научных проектах, финансируемых Советом по научным исследованиям Норвегии, Советом международного сотрудничества, Британским Советом, Институтом «Открытое общество», Фондом Джона и Кэтрин Мак-Артур, Фондом Келлога и другими. Сотрудники кафедры поддерживают связи с учеными Российской академии образования, Московского государственного университета, Оренбургского государственного университета, Самарского государственного педагогического университета, Тульского государственного педагогического университета, Арзамасского государственного педагогического института и других высших учебных заведений России, а также с учеными Англии, Норвегии, США, других государств, участвуя в международных конференциях и проектах. Материалы докладывались на конференциях в России (Арзамас, Екатеринбург, Ижевск, Калуга, Москва, Санкт-Петербург, Самара, Тула, Ярославль) и за рубежом (Австрия, Болгария, Великобритания, Гонконг, Израиль, Норвегия, Польша, США, Финляндия, Франция, Эстония и др.). Преподаватели кафедры организуют различные виды внеаудиторной, учебно-воспитательной работы со студентами – будущими социальными педагогами и преподавателями. Регулярно проводятся студенческие научные конференции по проблемам педагогики, межфакультетские педагогические олимпиады, летние школы, инструктивный сбор первокурсников – социальных педагогов и другие мероприятия. С целью пропаганды педагогической профессии, привлечения талантливой молодежи в университет кафедра педагогики ежегодно проводит педагогическую олимпиаду для студентов педагогических училищ и колледжей, которая по своему представительству может претендовать на статус Поволжской, так как в ней принимают участие студенты колледжей Самары, Самарской области, Пензы, Саратова, Сенгилея (Ульяновская область). При подготовке страницы использовались материалы: Самарский государственный университет: 25 лет возрождения / Сост. Л.В. Храмков. Самара: Самарский университет, 1994. С. 117 – 121.